Одиннадцать ошибок в понимании практики тайцзицюань

11 ошибок в понимании практики тайцзицюаньОчень интересная и полезная, на мой взгляд, статья. Надо сказать, что здесь в значительной мере отражён мой собственный подход к практике тайцзицюань. Думаю, этот материал будет полезен многим, кто изучает это боевое искусство.

К сожалению, на сайте, с которого я её взял (http://lipai.ru), не был указан автор статьи, только переводчик.

 

11 ошибок в понимании практики тайцзицюань

Перевод с китайского: Константинов В.

Китайское традиционное искусство тайцзицюань, является важной составной частью традиционной культуры ушу Китая. Искусство тайцзицюань своей исключительной многосложностью, искусной и неисчерпаемой техникой ведения боя и глубоким философским содержанием, прославила и превознесла Поднебесную. Испокон веков, выдающихся людей было в избытке, однако к настоящему времени в понимании людей относительно тайцзицюань, тем не менее, имеется множество заблуждений. Для того, чтобы многочисленные любители тайцзицюань могли иметь трезвое понимание, дабы избежать горечи пустой траты сил, я  распространенные ошибки в понимании изложил ниже:

Первая ошибка: это принимают за тайцзицюань «гимнастику тайцзи», имеющую широкое распространение, в результате чего у многих людей относительно тайцзицюань возникло ошибочное представление. Ты видишь массу пожилых людей, упражняющихся в парках в гимнастике тайцзи – они способны к реальному поединку? Такого рода тайцзицюань не способен к реальному поединку. На самом деле, прежде всего необходимо разделить тайцзицюань и гимнастику тайцзи, истинный тайцзицюань сохранился среди малого количества представителей различных школ. Тайцзицюань по технике исключителен, теоретически сравнительно труден для понимания, поэтому представителей, достигших истинной передачи предельно малое число.

Вторая ошибка: Очень много людей считают, что тайцзицюань – это только лишь тренировка каркасов и туйшоу.
Они думают, что путем тренировки каркасов и туйшоу достигнут цели и станут мастерами тайцзи цюань. Некоторые всю жизнь прилагают силы, усердно сосредотачивая все свое внимание на этот путь и в результате практики, в конечном итоге впустую тратят энергию. Не знают, что методы подготовки традиционного тайцзицюань многочисленны! Вкратце сделаем общее изложение:
1) Базовая тренировка (в том числе, тренировка гибкости);

2) Одиночная практика ( включает тренировку каркасов, однако это не мертвенная тренировка таолу, а методы систематической тренировки Липай «принцип – позиции – ци – механизм», где таолу нужно разбирать в живой практике);

3) Столбовая работа (имеется 13 свай тайцзи);

4) Парная практика (включает туйшоу, как например туйшоу с фиксированным шагом, в живом шаге, четыре прямых и четыре угла, срывание цветов). В парной тренировке нельзя слепо придерживаться методам рук из таолу, еще необходимо пройти через «затаенные руки» и «затаенный взгляд» Учителя, разъяснения размеров расстояний и высот, имеются шаги по «сопоставлению», «достижения перевеса», «распознаванию трудностей»; 5) Тренировка с использованием вспомогательных методов с предметами (содержит тренировку с «шаром», «палкой-чи», «доской», «мешком»);

6) Тренировка внутренней работы. Внутренняя работа получена из системы искусства нэйдань даосской семьи, методы работы имеют: «работу 100 дней по заложению основы», «работу девяти вращений возвращения эликсира», «работу по пестованию святого зародыша и возвращению к изначальному», «искусство выуживания жабы».

7) Овладение теорией тайцзицюань. Изучение кулачного принципа не является примитивным заучиванием классических трудов по тайцзицюань, но непременно это  достаточное продумывание в ходе реальной практики, осмысление их истинного смысла.

Каждое вышеприведенное звено в изучении тайцзицюань является крайне важным, недопустим недостаток ни одного пункта.

Третья ошибка: Масса людей считают, что в тайцзицюань наносить удары можно только лишь прилипнув, поэтому говорят о методах ударов «прилипании» (чжань), «приклеивании» (нянь), «связывании» (лянь) и «следовании» (суй), будто только лишь в состоянии «прилипания» можно проявить мощь тайцзицюань, в связи с чем некоторые называют тайцзицюань «плохим кулаком», смысл чего заключается в том, что кулак «ведет себя нахально», что не является настоящим гунфу. В действительности, это заблуждение, в реальном бою изменения неисчислимы, где уж тут противнику прилипать к тебе? Не знают, что в традиционном тайцзицюань говорят о методах ударов – «одежда не прилипает к одежде, руки не соединяются с руками, ты бьешь меня – я бью тебя, с первого приема станет ясно —  проигрыш или победа». Способность бить, прилипнув, несомненно, хороша и ею можно выявить сильные стороны тайцзицюань, а во время, когда невозможно прилипнуть, зачем же все еще стремиться прилипать? Неужели сильные стороны тайцзицюань только лишь в прилипании, приклеивании, связывании и следовании?

Четвертая ошибка: Ошибочное понимание о «накоплении мягкости и формировании жесткости». Теория накопления мягкости и формировании жесткости, в сущности, верна, вопрос заключается в различном понимании этого. Некоторые люди всю жизнь запасают мягкость и не могут понять, что за явление «жесткость», практикуют мягкий тайцзицюань на протяжении десятка лет и с трудом не могут запасать и выпускать жесткие усилия, почему так? На самом деле, ключевой вопрос заключается в понимании «мягкости». Так что такое «мягкость»? В действительности, мягкость нельзя примитивно разъяснять, как «расслабленность» (жуань). Господин Чжан Шаотан рассказывал: «расслабленность – это нерадивость, а не мягкость, нажал и сразу же спустилось и не может вернуться обратно». Настоящая мягкость обладает эластичностью, ты мягкий – он тогда твердый, ты твердый – он мягкий, а не постоянная мягкость.

Пятая ошибка: Ошибочное представление о «свободе-Сун». Некоторые люди, изучая тайцзицюань считают, что «тренируя тайцзицюань не применять усилия и не использовать силу», постоянно стремятся к «сун», гоняться за «большим сун и большой мягкостью», но не знают, что такое «сун» и в результате, практикуя всю жизнь, достигают в тренировке некого «расхлябанного тайцзицюань», который в корне нельзя использовать в поединке, что на самом деле прискорбно! Фактически, фансун в изучении тайцзицюань является правильным, фансун нужен для того, чтобы ци и кровь в теле свободно обращались. Ци-кровь во всем теле свободно обращаются и тогда можно достичь эффекта «сила само собою тяжела». У кого есть гунфу в изучении тайцзицюань, их предплечья не используют силу и чрезвычайно тяжелы – это и есть принцип Дао (Даоли). Основные принципы тайцзицюань обладают философским фундаментом и если есть «сун» — то непременно есть и «плотность» (цзинь), если есть «мягкость» (жоу) – тогда обязательно имеется «жесткость» (ган). Это то, что называют «осиротелый Инь не произрастет, одинокий Ян не вырастет». Еще есть люди, которые прочитав несколько книг по тайцзицюань, считают, что уже поняли принцип тайцзицюань, еще не достигли «сун», как уже начинают гнаться за «пустотой» (кун). В результате они практикуют долгое время, но за исключением хороших движений, гунфу в теле «абсолютно пусто».

Шестая ошибка: Ошибка касаемо способов дыхания. Некоторые считают, что практикуя тайцзицюань нужно только лишь от начала до конца придерживаться естественного дыхания и сойдет, что на самом деле большая и особенная ошибка! Они не понимают, что гунфу тайцзицюань разделено на уровни. Избрание начинающим естественного дыхания является разумным, однако при достижении в гунфу определенного уровня, упорное отстаивание естественного дыхания является ошибочным. Практика тайцзицюань сходна чтению книг студентом, как можно всегда использовать материалы одного и того же курса? В начальной практике избирается естественное дыхание, после длительного периода практики гунфу вырастает, объем легких значительно увеличивается и тогда нужно согласовывать дыхание с накоплением и выпуском, открытием и закрытием в движениях. Во время накопления — вдох, во время выпуска — выдох, поднятия и опускания нижней части живота является обратной формой, во время вдоха сокращается, а во время выдоха поднимается, поэтому называется «обратной брюшной формой дыхания». По мере продвижения гунфу, а также прогресса в совершенствовании-плавке внутренней работы и спустя длительное время, достигаешь «одухотворенности дыхания». В это время в даньтяне появляется «шар эликсира», этот «эликсирный шар» вращается вслед за намерением и движениями, что некоторые люди называют как «внутреннее вращение даньтяня».

Седьмая ошибка: Некоторые люди говорят, что тайцзицюань – это движения по дуге, но на самом деле это не так. Тайцзицюань не является таким примитивным, движения тайцзицюань включают движения со множеством маленьких изгибов, много тонких техник как раз содержатся внутри. Тело человека имеет множество сочленений, в движениях тайцзицюань части сочленений тела необходимо вращать в соответствии с потребностью. Большие кольца нанизываются на малые, в высшей степени согласовываясь – это как раз и называют «метод беспорядочного кольца» и  не понимая этого, в реальном поединке невозможно будет смягчить силу противника и тогда как раз, практика тайцзицюань и станет «гимнастикой тайцзи», упорная тренировка всю жизнь – все впустую. Овладев методом «беспорядочного кольца» только и возможно силу противника растворить в невидимом центре.

Ошибка восьмая: В следствии того, что Первоучитель Ван Цзунъюэ в своем классическом труде «суждения о тайцзицюань» упомянул «болезнь двойной тяжести», сразу же некоторые люди исказили «двойную тяжесть» «суждений о тайцзицюань» Ван Цзунъюэ вплоть до того, что стали толковать тяжесть (чжун) как наслоение (тот же иероглиф, но читается как «чун»), не понимая, что «двойная тяжесть» (шуан чжун) связана с противоположной ей «односторонней тяжестью». Еще есть нынешние знаменитые мастера тайцзицюань, которые в своих статьях объясняют очень толково, многословно, пышно и разбросанно, но поглядишь на их демонстрацию кулачных каркасов тайцзицюань – как и прежде от начала до конца каркасы двойной тяжести! В действительности, болезнь двойной тяжести очень проста — структура частей человеческого тела является симметричной, если в практике тайцзицюань Инь и Ян не различаются – это и есть двойная тяжесть. Инь и Ян различаются, и непременно будет с одной стороны однобокая погруженность, а с другой – легкость, поэтому говорят, что односторонняя легкость не является болезнью. «Двойная тяжесть – тогда застой, односторонняя тяжесть – тогда живость». Постоянно наблюдается, что кто-то несколько лет честно работает и не может изменяться, почему? Это непонимание болезни двойной тяжести. Отсюда очевидно, что избавление от болезни двойной тяжести, является крайне важным в изучении тайцзицюань. В избавлении двойной тяжести нельзя останавливаться на словах и иероглифах, а необходимо воплощение в тренировке кулачных каркасах тайцзицюань.

Ошибка девятая: В кулаке внутренней семьи уделяют серьезное внимание контролированию движения с помощью покоя, что позже приходить в движение и одолевать человека, что тайцзицюань является кулаком внутренней семьи, в демонстрации и реальном бою всегда благовоспитанный и изящный, что тренировка тайцзицюань всегда подобна плывущим облакам и текущей воде, дух затворен и ци спокойна и совсем не уделяется внимание мощи (циши). Это огромное заблуждение! Кулак внутренней семьи силен в контролировании движения посредством покоя, позже приходить в движение и обуздывать человека неподдельно, однако также можно и раньше приходить в действие и подавить человека, с помощью движения контролировать покой. И раз уж есть гражданские каркасы с плывущими облаками и текущими водами, то также имеются и военные каркасы, которые подобны глубокой трещине и горному обвалу, обрушиванию небес и переворачиванию морей, где движение и покой вместе сочетаются, медленное и быстрое чередуются, мягкое и жесткое друг другу помогают. И военные каркасы тайцзицюань очень уделяют внимание мощи, где только обнажил дух глаз — и намереваешься подчинить душу неприятеля, захватываешь его дух и вводишь в хаос волю. В прошлом часто рассказывали, что мастера при воинском состязании обоюдно кидали взгляд, удары отпечатывались на лице и исход боя уже был предрешен – причина именно в этом. Ты видел, чтобы в парках те ежедневно занимающиеся мягонько тайцзицюань и только лишь для здоровья, стремились заиметь мощь и способны к этому?

Десятая ошибка: Книги некоторых знаменитых мастеров заканчиваются словами о ком-то, что кто-то в свое время изучал кулак у господина Ян Лучаня и все как один стали Учителями, кто-то был силен в мягких превращениях, а кто-то в жестких выпусках. На самом деле, это непреднамеренно умаляет кого-то перед кем-то. Тайцзицюань является кулачным методом, где мягкое и жесткое друг другу помогают, кто-то с кем-то – все являются Учителями тайцзицюань, разве возможно одинаково достичь? Если в практике тайцзицюань только лишь искусен в мягких изменениях – это все равно, что заурядный человек, использующий только одну ногу, чтобы идти по дороге, это чепуха.

Одиннадцатая ошибка: Постоянно слышно, как люди говорят «в тайцзи 10 лет не выходить из врат», подобные слова большое заблуждение! Мастерство тайцзицюань комплексно и неподдельно, следовательно, абсолютно неправильно 10 лет не выходить за врата. Если сможешь получить наставления просвещенного Учителя, сумеешь обеспечить систематическую тренировку и время практики, если еще и сам обладаешь понятливостью, то, как и следует, – «3 года – малое завершение, 5 лет – большое». Так называемое «в тайцзи 10 лет не выходить из врат», в действительности является ошибкой! Если некоторые люди идя по пятам некого «знаменитого учителя» после 10 лет упорной тренировки в теле не имеют настоящего гунфу – тогда «в тайцзи 10 лет не выходить из врат», конечно, становится наилучшим поводом. Поэтому, Лао Сюн говорит, что такие слова немало вредят людям! Неизвестно, сколько людей упустило прекрасные годы.

Вот такая статья. Думаю, этот материал будет полезен многим практикующим тайцзицюань.

 

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

*

*

Ваш комментарий: